Горячая линия Линия помощи

Черные списки доверять или нет

Зачастую, в поисках информации по самым разным вопросам, пользователи Интернета попадают на сайты, на которых публикуются так называемые «черные списки» - физических лиц, учреждений или других «образований», которым отказано в каких-то привилегиях или правах, либо которых стоит опасаться. Как правило, сайты с «черными списками» устроены таким образом, чтобы пользователи могли самостоятельно публиковать в них информацию, предупреждая общественность о возможной опасности.

Интернет часто называют средством массовой информации, и не зря. Сеть глобальнее и шире, чем все газеты и журналы планеты, важнее, чем телевидение и радио - просто потому, что объединяет воедино все эти способы донесения до людей информации. И даже больше: в киберпространстве доступны не только электронные версии СМИ (печатных и других), но и другие источники информации, например, библиотеки, учебные ресурсы.

В эпоху Web 2.0, когда интернет-пользователи стали не только потреблять, но и активно производить собственный контент – в блогах, на форумах, в социальных сетях и других площадках – информации стало ещё больше. Для многих людей Интернет стал местом, где можно найти ответы на все вопросы, и это справедливо. Иногда даже доходит до смешного: утром, чтобы узнать, какая погода, интернетчики не подходят к окну, чтобы посмотреть на термометр, а открывают раздел погоды в поисковиках или на специализированных сайтах.

Современные люди, пользующиеся Интернетом, волей-неволей потребляют гораздо больше информации, чем наши не знакомые с информационными технологиями, родители, дедушки и прадедушки. У такого положения вещей есть как плюсы, так и минусы: с одной стороны, найти те или иные сведения гораздо легче, с другой – Сеть, увы, сравнима со складом ненужных вещей, и для того, чтобы обнаружить среди вороха хлама что-то ценное, необходимо потрудиться, уметь отфильтровать действительно полезную информацию.

Зачастую, в поисках информации по самым разным вопросам, пользователи Интернета попадают на сайты, на которых публикуются так называемые «черные списки» - физических лиц, учреждений или других «образований», которым отказано в каких-то привилегиях или правах, либо которых стоит опасаться. Как правило, сайты с «черными списками» устроены таким образом, чтобы пользователи могли самостоятельно публиковать в них информацию, предупреждая общественность о возможной опасности.

Какие «черные списки» существуют в российском сегменте Интернета? Пожалуй, самый краткий и отвечающий реальности ответ: «самые разные». По запросу «черный список» поисковики выдают информацию о самых разных ресурсах. На одних публикуются данные о недобросовестных компаниях-работодателях, в которых либо плохо относятся к подчиненным, либо могут их обмануть (например, Blackjob.ru для Москвы, AntiJob.ru). В других «черных списках» пользователи рассказывают о компаниях, с которыми не стоит иметь партнерских отношений, так как можно быть обманутыми.

Существуют списки компаний, которые плохо обращаются с клиентами, вне зависимости от рода деятельности: будь то турфирмы, строительные объединения или поставщики канцелярских товаров. В Сети есть и сайты, посвященные «плохишам» в сфере обслуживания: ресторанам, магазинам, аптекам. Публикуются данные о недобропорядочных чиновниках, медицинских структурах, нарушителях прав потребителей, и так далее. Существуют даже списки «опасных» интернет-ресурсов: тех, которые заражают компьютеры пользователей вредоносными программами, или, например, тех, на которых затруднительно произвести оплату услуг (а деньги при этом списываются).

«Внесли 100% предоплаты. Затем, более четырех месяцев ждали получения контейнера, при этом были допущены грубейшие нарушения по оформлению документов и задержки. В итоге понесли чудовищные потери сравнимые со стоимостью самого груза. Теперь будем подавать в суд. Ни в коем случае не связывайтесь», - так выглядит типичное описание недобросовестной компании-партнера на одном из русскоязычных сайтов с «черными списками».

«Решение судьи наполовину придумано. Записаны свидетельские показания, которых нет в материалах дела. Цитируются фразы которых нет. Некоторые листы из дела изъяты, подписи подделаны», - а так выглядит выдержка из жалобы на чиновника.

Безусловно, «черные списки» являются важным источником информации для тех, кто хочет узнать больше о каком-то явлении, человеке или организации. Особенно, если человек делает выбор. Например, пользователь ищет работу и сомневается в честности потенциальных работодателей - тогда имеет смысл проверить, не писали ли о компании-работодателе негативных отзывов бывшие (или нынешние) сотрудники. Полезно чтение «черных списков» и при принятии других важных решений: поиске строителей, покупке автомобиля и так далее – в общем, всем тем, что связано с рисками поплатиться за доверчивость и получить некачественное обслуживание.

Пожалуй, поиск отзывов и жалоб на сайтах с «черными списками» целесообразен именно тогда, когда хочется узнать, что другие пользователи пишут о какой-то конкретной компании. В остальных случаях, если просто читать отзывы о некачественной работе, пользователи рискуют забыть полученную информацию так же быстро, как нашли её – просто потому, что отзывов о самых разных вещах, как правило, слишком много.

Кстати, найти что-то конкретное в списках на российских сайтах, увы, зачастую сложно. Большинство «черных списков», как видно из мониторинга тематических ресурсов, структурировано не самым удобным образом. Сайты либо сразу посвящены определенной тематике (например, плохим автомастерским), либо разбиваются по тематическим разделам, а затем – названия/имена/фамилии разделяются по буквам алфавита. При этом обычный поиск либо вообще отсутствует, либо работает крайне плохо. Поэтому часто, чтобы найти в «черном списке» отзывы о какой-то компании (если она в этом списке есть), необходимо проделать большую работу вместо того, чтобы просто набрать название в строке поиска.

Но это не главное «слабое звено» тематических черных списков. Интернет-технологии нередко используются недобропорядочными людьми для того, чтобы кому-то навредить. Компания может написать негативные отзывы о своих конкурентах, чтобы очернить их – и такие случаи встречаются очень часто. Кроме того, важно понимать, что даже отзывы настоящих потребителей (работников, посетителей публичных заведений и т. д.) могут быть далеки от действительности.

Уволенный за невыполнение должностных обязанностей сотрудник может отомстить бывшим работодателям, сообщив всему Интернету, что его компания задерживает выплату жалования, штрафует за опоздания и заставляет сотрудников бесплатно работать сверхурочно. А возмущенный отсутствием в меню ресторана вина определенного производителя посетитель может «сгустить краски», написав помимо прочего, что в этом ресторане официант ему нахамил, а суп принесли холодным. И дело не в том, что бывший работник и посетитель кафе - плохие, просто субъективность является неотъемлемым качеством большинства людей.

Так что же, не доверять такого рода интернет-спискам? Конечно, доверять, но и проверять. Информация может претендовать на достоверность только в том случае, если она получена из разных, независимых друг от друга источников. Что это значит? В поисках отзывов о чем-то (ком-то) в «черных списках» в Сети, важно не лениться, и проверить, что пишут по этой же теме в других местах. Важным источником данных может стать блогосфера: блогеры любят писать отзывы о чем-либо и обсуждать места, компании и людей между собой. А поиск по блогосфере доступен всем и каждому (и, стоит признать, зачастую удобнее поиска по «черным спискам»). Полезно поискать отзывы на форумах – на таких площадках люди ведут себя раскованно и не стесняются говорить правду, даже в резких выражениях.

Правда, в социальные медиа компании и организации внедряют своих «агентов»: людей, которые притворяются обычными пользователями, а на самом деле ненавязчиво влияют на формирование позитивного имиджа чего-то или кого-то. Это, кстати, совсем не плохо, ведь если некая компания поступает так, значит, ей небезразлично мнение клиентов, реальных и потенциальных. Социальными медиа тоже не стоит ограничиваться: можно почитать об интересующем объекте в СМИ, например, интервью конкретных людей или представителей компании. Такие материалы чаще всего бывают «причесанными» и чересчур аккуратными, но и из них можно подчерпнуть интересные сведения.

Главное – не ограничивать себя одним источником информации. Даже если речь идет о крайне агрессивном отзыве на сайте с «черным списком». И ещё очень важно в поисках сведений доверять своей интуиции. Она, как ни крути, часто подсказывает, где правда, а где ложь.

Не допусти! Молодежная интернет-палата