Горячая линия Линия помощи

День Детского Интернета

Так называлась мини-конференция по проблемам позитивного Интернета – позитивного как в плане онлайн-безопасности, так и в плане саморазвития детей и постановки онлайн-возможностей на службу личной безопасности в информационном обществе.

День Детского Интернета – это особый формат мероприятия, который весьма редко встречается и на российских, и на зарубежных просторах. Это «место встречи» наиболее активных пользователей Интернета – подростков и молодежи – с экспертами Интернет-индустрии. Причем в формате свободной дискуссии, то есть с возможностью свободно пообщаться, задать вопросы и даже дать советы. И эти вопросы и советы звучат из уст не «специально надрессированных» ребят, а от совершенно обычных школьников, не занятых в общественных инициативах. В результате формируется взаимно полезная связь: школьники напрямую рассказывают о своем видении Интернета и о своих «хотелках», а производители контента и Интернет-сервисов получают информацию от своей целевой аудитории «без посредников» и также без посредников доносят свои проекты и мысли до школьников.

Нынешний День Детского Интернета проходил при поддержке Межкомиссионной группы Общественной палаты РФ по защите детства и семейной политике, Комитета общественных связей города Москвы и Русской школьной библиотечной ассоциации, а также Лаборатории Касперского. Организаторами мероприятия стали РОЦИТ (Региональный общественный Центр Интернет-технологий), Правозащитное движение «Сопротивление» и социальный проект по защите детей от похищений и противоправной эксплуатации «Не Допусти!» - ранее Центр безопасного Интернета в России.

Пообщаться с молодым поколением интернетчиков пришли также эксперты отовсюду, что имеет отношение к Интернету – из профильных министерств (Минкомсвязи и Министерства культуры), из Общественной палаты и от Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, от производителей и распространителей позитивного контента, создателей защитных программ и от хостинг-провайдеров, а также те, кто занимается консультированием и реабилитацией детей. С другой стороны присутствовали ребята из московских школ и колледжей – плюс члены Молодежной Интернет-Палаты, работающей при проекте «НеДопусти!».

День Детского Интернета открылся традиционным общим заседанием «грандов» и молодых юзеров. Как отметил координатор «Не Допусти!» Урван Парфентьев, именно последним в ближайшее время предстоит определять политику Рунета. Но и сейчас они могут прямо влиять на то, каким будет Рунет – представляя собой обратную связь на инициативы взрослых по защите детей от опасностей в Интернете. Более того, отметил он, сейчас и в России, и за рубежом речь идет уже о более широком понятии – «лучший Интернет», которое включает в себя еще и удобство Интернет-технологий для оффлайновой жизни. А значит, речь идет и об использовании онлайн-технологий для защиты детей и взрослых в оффлайне, например от киберунижения и от похищений. Лучшие информационно-просветительские материалы для детей и подростков – это те материалы, в создании которых принимали участие сами дети и подростки. Урван Парфентьев призвал молодежь активно вовлекаться в процесс двусторонней коммуникации со взрослыми «защитниками» - это, по его мнению, лучший путь сделать «Интернет для детей» таким, каким его хотят видеть собственно дети.

Важность двусторонней коммуникации подчеркнул и глава аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Владимир Чернега. Как он отметил, в рамках деятельности Уполномоченного по правам ребенка предпринимается множество инициатив, направленных на прямое взаимодействие с детьми, их информирование и просвещение, совместное формирование среды безопасности. По его словам, подобная работа – это общеевропейский тренд, где проблематика защиты детей вышла далеко за пределы «онлайн-безопасности в онлайне» - ибо Интернет глубоко проник в повседневную жизнь, и помощь онлайна в оффлайновой жизни часто оказывается незаменимой.

Но одной защиты мало – нужна занимательная альтернатива в виде позитивного, привлекательного и развивающего контента, разумно самоуправляемого Интернет-пространства. Представлявший Министерство культуры РФ Филипп Гуров сконцентрировал внимание на том, что вопросы поддержки и подачи молодежи позитивного культурного наследия давно входят в приоритеты Министерства культуры.  И «позитив» - вовсе не значит «цензура Интернета». В числе таких позитивных альтернатив – систематизация и оцифровка имеющегося культурного наследия, приобщение культурных учреждений к онлайну. Это позволит ребенку повысить свой культурный багаж, не выходя из-за компьютера.

С недопустимостью приведения понятия «защита детей» к понятию «цензура» полностью согласился Олег Кузнецов из Минсвязи. Он специально обратил внимание, что цензура в России запрещена согласно Конституции. А работа по формированию безопасной и полезной Интернет-среды включает в себя взаимодействие с Интернет-индустрией, стимулирование к созданию разумных самоуправляемых механизмов, которые при этом будут удобны для пользователей, просветительские инициативы. Что касается нашумевшего «закона о черных списках», то, отметил он, в настоящее время идет уточнение только-только начавшейся практики применения этого закона, которая может по своим результатам потребовать определенных уточнений.

О том, как Интернет-индустрия «саморегулируется» и что она делает для детской аудитории, рассказал Андрей Воробьев из крупнейшего российского доменного регистратора RU-Center, который входит в хостинговую группу компаний Hosting Community. Во-первых, отметил он, «пионерами» в применении практических механизмов ограждения детей от опасного контента стали именно крупные игроки Интернет-индустрии – еще до того, как появились детальные государственные правила. Разработанные на основе имевшихся законов правила обеспечили действенный механизм взаимодействия с общественностью, пользователями, а также профильными «горячими линиями» по противоправному контенту. Были в Интернет-индустрии и собственные программы содействия развитию позитивного контента, и информационно-просветительские кампании. Собственно RU-Center является движущей силой конкурса «Позитивный контент», стимулирующего производство полезного и позитивного контента для детей и подростков и позволяющего оценить его качество и применимость экспертно. Школам предлагается проект «RU-Center – будущему» - возможность для школ построить собственный информационный сайт. В итоге эти механизмы оказали влияние как на атмосферу в Рунете, так и на восприятие в Интернет-индустрии проблемы «позитивности» российского веб-пространства.

Марк Твердынин, председатель правления РОЦИТ, затронул роль «третьей силы» - Интернет-общественности. Именно общественники, за счет своего экспертного потенциала и связи с пользователями, вынесли наверх проблему постановки Интернета «на службу добра».  Как он отметил, тесное взаимодействие со школами и учреждениями культуры позволило превратить их в местные источники информации о безопасности в Рунете, а затем и о возможностях Интернета для личной безопасности. Российской общественности удалось связать воедино ранее оторванные друг от друга процессы – собственно защитные меры, просвещение и повышение осведомленности, и практическую помощь тем, кто пострадал от негативных действий. Причем нынешний тренд таков, что Интернет-возможности активно ставятся на службу помощи оффлайновым проблемам. Одной из наиболее актуальных проблем, по его словам, является распространение сцен «школьной дедовщины» в Интернете –это именно тот случай, когда необходимо задействование всех трех компонентов безопасности. И исключительно важно, чтобы дети сами чувствовали свою защищенность, ощущали, что меры взрослых не идут им во вред – тогда сами дети и подростки будут более активно и свободно пользоваться различными сервисами и прилагать личные усилия к формированию вокруг себя безопасного пространства.

На секционной части, в формате свободного обсуждения за круглым столом, эксперты затрагивали уже тематические частности. Например, Юрий Метелкин («Старое Радио») долго и подробно объяснял проблемы доставки детям позитивного контента в Сети. Не секрет, что нового позитивного контента сейчас производится крайне мало – он коммерчески невыгоден, поэтому на детей потоком льется псевдокультура. Многие родители вынуждены обращаться к тому, на чем воспитывали их самих еще в советское время – но где его взять в онлайне? Многие архивы детских, давно забытых передач пылятся в запасниках, часто даже не оцифрованные. А это не только воспитательный материал, это еще и культурное наследие. Но тут возникает еще одна проблема – авторское право, срок которого длится 70 лет. Зачастую не в силах разобраться с закавыками этого права (принятого, по словам эксперта, «под вступление в ВТО»), многие субъекты просто боятся трогать старый детский контент либо пытаются перевести его на коммерческие рельсы – что обычно не приносит успеха. По мнению Юрия Метелкина, необходима специальная госпрограмма по обеспечению доступности архивов такого контента, с мощным дата-центром. Что же до «авторских прав», то права на этот контент давно уже оплатили во времена его создания, в тогдашней системе и по тогдашним законам – где он был общественным культурным наследием. Бразилия и Аргентина, не говоря уже о Китае, активно занимаются сохранением и распространением своей культуры среди населения, и правила ВТО им в этом не мешают.

Владимир Дудченко (SoftBiCom) оценил перспективы фильтрации Интернета не с точки зрения юриста, а с позиции «технаря».  Как он отметил, каких-то качественных скачков в технологии фильтров за прошедшие годы не было, и развитие фильтров прямо связано с развитием искусственного интеллекта. Чисто технически, по его словам, можно сделать многое – другое дело, что на это нужен четкий заказ. Другое дело, что в любом случае фильтрация останется управляемой и настраиваемой, и несет только узкоспециализированную «защитную» функцию – сама по себе она «безопасного Интернета» не создаст. Правда, от юридических вопросов ни ему, ни Андрею Воробьеву уйти не удалось – как они отметили, при куче законов (а за последние два года было принято законов по Рунету больше, чем за предыдущие 20 лет его существования) не возникло четких правил игры. А точнее, они меняются по нескольку раз в год. Например, два раза менялась позиция насчет того, отвечает ли все-таки провайдер за свой траффик. Так что, резюмировал Андрей Воробьев, пусть государство приведет нормативно-правовую базу в порядок, а заодно не вносит хаос в саморегулирование отрасли по проблемам онлайн-безопасности. Например, было бы неплохо, если бы несколько повысились полномочия общественных «горячих линий», работающих по договорам с Интернет-отраслью (сейчас их мнение о контенте лишь рекомендательно, и за «рычагом» на редкого несговорчивого хостера им приходится «бежать» к правоохранителям). А, как было отмечено на мероприятии, именно «горячие линии» приносят в Рунет не только стандарты общественного партнерства, но и технические новинки – например, прозвучала новость о планируемом внедрении в рамках сети INHOPE специального техсредства, которое будет отыскивать все копии раз найденных сцен киберунижения или издевательств над ребенком в Интернете.

В ходе Дня Детского Интернета  предсказуемо поднялся интересный вопрос: могут ли онлайн-сервисы по личной безопасности полностью вытеснить оффлайновые? По крайней мере, применительно к консультации и реабилитации детей-пострадавших от насилия – точно нет. Как отметил Александр Свердлов из АНО «Развитие», детский психолог с большим опытом, вымывание оффлайновой основы ставит под большую угрозу качество профилактики и длительной реабилитации. Например, если убрать из школ социальных педагогов (а это делается, по крайней мере в Москве) – потеряется выход на потенциальные «группы риска», которым может оказаться полезна реабилитация, и окончательно исчезнет прогнозирование определенных пиков «детских угроз». В итоге, например, волна детских суицидов в начале года оказалась для специалистов сюрпризом и меры, которые стали принимать по ее результатам, носили характер авральных. Психолог подчеркнул важность создания соответствующего «координационного центра» с участием родителей и специалистов по «высоким технологиям», который смог бы комплексно «вести» задачи по содействию личной безопасности детей – от профилактики пиков угроз до полноценной оффлайновой реабилитации. Пример такого центра тоже прозвучал – реабилитационная часть проекта «Не Допусти!», прототипа Российского национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям из Национальной стратегии действий в интересах детей, которую 1 июня утвердил президент.

Надо сказать, подростки таких вопросов вроде «может ли оффлайн вытеснить онлайн?» не задавали. Их вопросы к экспертам были чисто практические: «где найти», «как защититься», «кому написать», и особенно «а почему на этом сайте, в социальной сети или у нашего провайдера…». Школьники подтвердили актуальность проблемы вынесения «школьной дедовщины» в Интернет – по их мнению, эта проблема реально «затрагивающая». И отдельно ребята затронули проблему анонимности в Интернете – по их мнению, анонимно в Интернете многие позволяют себе то, что не позволили бы себе в реальной жизни. Однако для некоторых ребят анонимность – это и способ нормального самовыражения, если они «зажаты» в реальной жизни.

Как оказалось, интерес к участию в «построении Интернета, удобного детям» проявляют не только московские школьники. Как сообщила представитель нижегородского представительства Центра безопасного Интернета Татьяна Власова, по результатам опроса 500 нижегородских школьников оказалось, что четверо из пяти ребят хотят участвовать в создании чистого информационного пространства, в котором им будет приятно находиться. Есть интерес и к «социальному волонтерству» - в число тех, кто помогает искать пропавших детей, довольно много вчерашних школьников – студентов первых курсов ВУЗов. Формы для такого участия ребятам предлагаются и в общероссийском масштабе (в рамках проекта «НеДопусти!»), и в региональном – на регулярных встречах проходит повышение их осведомленности с применением материалов ведущих ВУЗов и социальных служб, включая местный Семейный психологический центр. Дети и подростки становятся «экспертами-консультантами» по полезным сайтам в рамках создания «общероссийского белого списка полезных ресурсов» - проекта детских библиотекарей «Вебландия» (при поддержке БиЛайн). Так что, как говорится, «формы есть – вопрос в расширении содержания»…

В целом День Детского Интернета показал себя как эффективный формат общения двух возрастов и двух категорий – производителей и потребителей. Подобные мероприятия – прямой практический шаг по широкому вовлечению детей в социальную активность, повышению их социальной ответственности, помогающий осознать себя серьезными, вдумчивыми людьми. Которые позитивно влияют на свою среду и которые в ответе за то, что они формируют…

Не допусти! Молодежная интернет-палата