Горячая линия Линия помощи

Интернет-сайт СМИ или не СМИ

В последнее время общество сотрясается от попыток цензорски забраться в Закон «О СМИ» и дописать туда что-нибудь специфическое, связанное с Интернетом. Аргументы, независимо от инициаторов поправок (будь то депутат, сенатор или общественный орган), как правило, одинаковы: в Интернете распространяется информация, ее видит много народа, значит Интернет (и Интернет-ресурс в частности) – это средство массовой информации. Противники идеи, даже не заостряясь на опасностях антиэкстремистского законодательства для медиа, сразу «зрят в корень»: далеко не каждый сайт похож на традиционное СМИ, а признать единым СМИ весь Интернет вообще не получится из-за отсутствия у него редакции и главреда. Итак, все-таки, если отвлечься от умных и изобилующих терминами дискуссий экспертов, посмотрим «на бытовом уровне»: Интернет-сайт все-таки СМИ или не СМИ?

Интернет позволил соединить в себе черты сразу трех основных медиа: газет, телевидения и радио. СМИ в Интернете можно читать, прослушивать записи и просматривать видео-ролики информационного содержания. Существуют даже онлайн-радиостанции, осуществляющие вещание через Сеть – ибо создать такую станцию гораздо проще и дешевле, чем обычную. Таким образом, кристаллизовался «классический» вид онлайн-СМИ – информационный сайт, содержащий новости различной тематики, видео-, аудио-материалы и статьи.

Однако такое «смешение» не означает, что Интернет-СМИ вытеснят печатную прессу и телевидение. По данным Россвязьохранкультуры, количество зарегистрированных Интернет-СМИ в России к началу 2008 года составило чуть больше двух тысяч. Телевидение и радио при этом никуда не делись - их доля в общей регистрации за последние 5 лет выросла примерно в 1,5 раза, с 14% до 21%, а в абсолютном выражении их зарегистрировано около двадцати тысяч. Если точнее, то на 1 января 2008 года в России было зарегистрировано 92850 средств массовой информации, из них 73078 — печатных, 19772 — электронных. Причем с каждым годом количество зарегистрированных СМИ в стране растет. Так, в 2007 году было зарегистрировано 9111 СМИ, из них более 6,9 тысяч — печатные. В 2006 году было зарегистрировано 7 тысяч СМИ. Более того, за последние пять лет количество зарегистрированных СМИ в России выросло более чем вдвое - по данным Министерства печати, в 2003 году всего было зарегистрировано 37 тысяч печатных и 6 тысяч электронных СМИ.

Впрочем, печатные СМИ уже давно «двоятся» и успешно имеют собственные Интернет-версии. А кое-кто вообще полностью перекочевал с бумаги в Сеть - например, медиагруппа Time весной 2007 года закрыла печатную версию журнала «Life» и с тех пор публикуется только в Интернете. Но большинство исследователей пока не считают, что популярность Интернета повлечет гибель традиционных СМИ.

Юридическое определение Интернет-СМИ весьма проблематично. Ведь по сути любой сайт в Сети является носителем информации, однако далеко не все сайты регистрируются как СМИ. Каждый пользователь Сети может создать свой сайт и распространять с помощью него информацию. Создать свою страничку в Интернете очень просто - нужно перевести нужный текст в гипертекстовый формат html и поместить его на сайте, который можно создать бесплатно. Например, на сервисах narod.ru или boom.ru. Потенциально информацию с этой страницы может получить каждый пользователь Сети, но на самом деле ее увидят только те, кто знает адрес. Получается, что домашняя страница подпадает под действие закона о СМИ, статья 2: «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Сравним Интернет-сайты с печатными СМИ. Основные понятия, по которым определяется, является ли данный печатный продукт СМИ - это периодичность, постоянное название, текущий номер, тираж и распространение. У печатного издания периодичность можно определить по факту выхода очередного издания. С Интернет-сайтом все гораздо сложнее. Как правило, информация на страничке не обновляется полностью. Многие выкладывают статьи в Сеть по мере написания. Поэтому такого понятия как «текущий номер» в Интернет-СМИ не существует. Допустим, у страницы есть постоянное название — «Статьи гламурной блондинки», раз в месяц на страницу добавляется статья, но все прочие статьи остаются, и в целом содержание страницы не меняется. Было бы странно рассчитывать на то, что блондинка при добавлении очередного материала назовет свой сайт «Статьи гламурной блондинки, выпуск девятый». При покупке печатного СМИ читатели ориентируются на название, а для онлайн-СМИ ключевым является веб-адрес. Интересно также, что документ, выложенный в Сеть, имеет только один тираж (равный единице), ведь документ существует в Сети в единственном экземпляре, зато каждый может, обративший по определенному адресу, получить доступ к этому документу. Распространяется только адрес документа. Именно поэтому Интернет-СМИ занимает некое промежуточное и до конца не определенное положение между печатными и электронными СМИ, которое сейчас пытается определить законодатель.

Согласно статье 13.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации" установлена административная ответственность за "изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации". Поскольку в отношении Интернет-сайтов регистрация СМИ установлена не обязательная, а добровольная, то, как правило, сайт в качестве СМИ не признается – если, конечно, особо заинтересованный судья не решит поискать признаки СМИ де-факто (как это было в Абакане). Этот же абаканский случай вызвал насмешивший юристов казус с попыткой конфисковать «незарегистрированное СМИ» (такое наказание предусмотрено Кодексом) – ибо физически невозможно конфисковать информационный ресурс, и никто (до решения суда второй инстанции) так и не смог понять, что именно подлежит изъятию.

В последнее время возникает много законодательных инициатив, пытающихся как-то сопрячь Интернет и СМИ. Далеко не все из них удачны – хотя бы просто потому, что их невозможно качественно «приложить» к Интернету. Причина в том, что Сеть — совершенно уникальное средство передачи информации, и его сложно регулировать в рамках демократических процедур. Да и доступ к Интернету пока имеет не так много россиян, как хотелось бы интернетчикам. Например, в Америке, где более 50% населения имеют доступ к Сети, до сих пор не утихают законодательные споры по этому вопросу.

Российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт», хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Единственным нормативным актом, дающим легальное – на уровне регионального законодательства – определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Здесь в статье 2 закрепляется: «официальный сайт органа власти - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт – это некая совокупность информационных ресурсов. Однако само понятие «информационный ресурс» не имеет полноформатного легального определения в федеральном законодательстве.

Необходимо учесть, что сайт в Сети — не всегда СМИ. Большинство информации в Сети не является «социально значимой» в традиционном понимании. Например, немало в Интернете «домашних страничек», содержащих информацию об определенном человеке, хозяине странички. Существуют социальные сети, по сути состоящие из персональных страничек – так очень упрощенно можно представить, скажем, Одноклассники.Ру. Отдельную категорию составляют сайты знакомств, анекдотов, справочников и прочего.

Собственно, Интернет-Сми в Сети не так уж много. Интернет-СМИ — это большие сайты, посещаемые относительно большим количеством людей, и обычно представляют собой аналоги оффлайновых СМИ (или их сочетаний). Такие ресурсы обновляются несколько раз в сутки и предоставляют собой журналистскую продукцию в электронном виде. Именно такие сайты и должны считаться СМИ в Интернете. Иначе под определение СМИ попадет практически весь Интернет, с сайтами «обо мне и моем хомячке» и рецептами пирогов для домохозяек.

Надо также учесть, что Интернет невозможно контролировать в «классическом» плане – то есть представить себе кучу дядечек в погонах, вскрывающих личную переписку на почтамте, для Всемирной Сети просто нереально. В первую очередь это связано с объемом информации, причем ее рост происходит в геометрической прогрессии. «Роботы» окажут лишь частичную помощь, аналогичную «замкам от честных людей» - ибо сообразительности в них ровно столько, сколько вложено их создателями. Сюда же добавляется общеизвестная проблема трансграничности Интернета и «удобных» доменных зон - если наше законодательство запретит публиковать какие-то материалы, то их разместят на сервере в другой стране, а посещать сайт сможет любой житель России.

В результате изменение существующей системы представляется малоцелесообразным. Если законодатель все-таки рискнет поправить закон «О СМИ» применительно к Интернету, то он должен быть очень точен и осторожен в дефинициях, дабы не давать пищу нашим любящим разночтения судам и правоохранителям. Потому что Интернет-сайт, несмотря на схожесть с газетой – это все-таки далеко не газета, и отделять сетевой телеканал от сайта энтузиаста-исследователя нужно терминологически и юридически очень тонко. И эта работа не может быть грамотно сделана без активного участия экспертов Интернет-сообщества, знающих эту среду гораздо лучше многих «специалистов». Ибо паралич еще одной сферы общественной жизни, наверное, мало кому нужен.

Не допусти! Молодежная интернет-палата